Альманах. Сириус. Регионы
литературный сборник молодых авторов
Как отказаться от насилия?
Егор Федоров
16 лет

Фото: © Unsplash

ГБНОУ «Академия талантов»
Почему человек агрессивен? Рождается он жестоким, или таково влияние окружающей среды? И может ли человек отказаться от насилия навсегда? Наверное, эти вопросы актуальны в любые времена, но сегодня кажется, что сочувствие и сострадание будто совсем «притупились». Новостное пространство в последнее время становится жестче: информация о человеческом горе всё меньше удивляет людей и оказывается неотъемлемой частью нашей жизни.

Самой известной книгой о природе насилия, пожалуй, можно назвать роман Энтони Берджесса «Заводной апельсин», хотя он был написан в 1962 году. Автор создал произведение за три недели, когда у него диагностировали опухоль мозга и предупредили, что жить ему осталось не больше года. Роман он посвятил первой супруге — Луэлле Ишервуд Джонс: её избили и изнасиловали четверо дезертиров американской армии, она потеряла ребёнка, впала в депрессию и умерла от цирроза печени, пытаясь заглушить боль алкоголем.

Фото: © Unsplash

Писатель признавался, что, выплеснув переживания на страницы романа, он избавился от кошмарных воспоминаний о трагедии Луэллы.
Правда, сразу после публикации произведение сочли провокационным: публика обвиняла автора в пропаганде насилия и развращении молодёжи. Тем не менее книга стала культовой и любимой многими. А спустя 9 лет, в 1971 году, Стэнли Кубрик экранизировал её, и фильм тоже вызвал бурную реакцию в обществе. При этом Берджесс нелестно отозвался о киноленте из-за отсутствия ключевой финальной части книги и недостаточное количество сцен жестокости и насилия, которые бы показали их абсурдность зрителю. Стоит признать, что не избежал критики и «литературный источник»: свое «детище» писатель называл посредственной антиутопией, написанной второпях. Такое отношение связано с рождающимися болезненными воспоминаниями страшного прошлого и переживаниями автора о том, как как читатели истолкуют его посыл.

Фото: © Unsplash

События книги происходят в антиутопичном Лондоне, где подростки объединяются и совершают преступления. Повествование ведётся от лица главного героя — 15-летнего Алекса, который получает удовольствие от причинения боли другим людям. Он лидер банды, ставшей своеобразным символом кошмарного фрагмента биографии автора: здесь тоже четыре человека, которые грабят, избивают, насилуют (в том числе и жену писателя Ф. Александра).
Формат мемуарных записей позволяет читателю наблюдать за размышлениями, чувствами и эмоциями Алекса: мир, увиденный «глазами» персонажа, заставляет невольно оправдывать его логику. Его монологи полны энергии, юмора и своеобразной поэзии, что создаёт иллюзию искренности. Харизматичный и умный подросток проповедует насилие, и даже любимая классическая музыка рождает в нём ощущение силы, могущества, свободы и вседозволенности: «Что касается музыки, то она как раз всё во мне всегда обостряла, давала мне почувствовать себя равным Богу, готовым метать громы и молнии, терзая *kis* и *vekov*, рыдающих в моей — ха-ха-ха — безраздельной власти». Ему нравится чувствовать себя богом и властвовать над другими — именно в этом желании и кроется его жестокость. Удивительно и страшно, что Бёрджессу удаётся добиться читательского сопереживания антигерою.
Особое место в романе уделяется выдуманному языку, надсату, на котором общаются подростки. Писатель, побывав в СССР, вдохновился звучанием русского языка и ритмами «порочной» молодёжной культуры, противопоставляя их классической музыке. Надсат представляет собой транскрипцию русских слов, написанных латиницей: «Молочный бар „Korova“ — это было zavedenije, где давали „молоко плюс“… всем plevatt, даже газет нынче никто не читает». Как взрослые персонажи, так и читатель не понимают сленг жестоких подростков, что создаёт дистанцию между происходящим насилием и аудиторией, будто автор сатирически и со злой ухмылкой говорит: «Это не про нас, и нас это не коснётся». Однако постепенно надсат становится ключом к миру Алекса. Его язык превращает обсуждение преступления в перформанс, отражая двойственность искусства: Бетховен сопровождает изнасилование, а сленг делает зло «стильным». Жаргон Алекса эстетизирует совершаемые преступления и связывает с субкультурой, делая его частью «племени», чьи правила читатель постепенно усваивает. Автор показывает, как будет восприниматься искусство, созданное для созидания, если человека окружает хаос и насилие.
В книге поражает простота, с которой Алекс совершает преступления, будь то избиение бездомного в подворотне или убийство пожилой женщины декоративной скульптурой. Этот персонаж — чистое зло. При этом с первых страниц совершенно непонятно, как подросток сможет поменять своё мировоззрение и стать другим. Берджесс исследует природу человека и его возможности: как право выбора влияет на изменения в его поведении. Алексу доставляет удовольствие само осознание того, что этот порочный путь он выбрал сам: «Быть может, человек, выбравший зло, в чём-то лучше человека доброго, но доброго не по своему выбору?».
Исправить «сломанного» героя пытаются его же орудием — жестокий тюремный эксперимент, в результате которого человека лишают тяги к совершению преступлений. Но этот путь оказался «замкнутым кругом»: герой не может справиться с болью и возвращается к насилию.
Правда, Берджесс оставляет читателю намёк на то, что Алекс изменится, но уже по собственной воле. Произведение вовсе не пропагандирует насилие, а подталкивает читателя к выбору жизненной стратегии в рамках своих морально-нравственных принципов. Однако, порой даже мораль иногда не способна остановить насилие. Так, оказавшись на плоту «Медузы» Теодора Жерико, можно легко оказаться в числе тех, кто пожирает своих товарищей по несчастью. Можно ли в страшных условиях сохранить человечность ценой своей жизни?

2025