— Вы можете дать небольшой прогноз по будущему киноиндустрии в России?
— Нет. Невозможно анализировать. Сейчас идет СВО, какой прогноз может быть? Я не знаю, что завтра будет со мной, а с искусством тем более.
— А для Запада?
— Прогнозировать сейчас никто не может.
— Хотел бы закончить именно этим вопросом. Каждый ли может стать режиссером?
— Конечно нет.
— А как же красивая нота под конец?
— Так и эта «нота» не плохая. Потому что она естественная. Как в жизни. Врачом и токарем не может стать каждый. Точно также и с режиссурой.
— Какие качества должны быть в человеке-режиссере?
— Склад ума. Во-первых, он должен быть творческим. Во-вторых, очень важна организационная составляющая. Нужно разбираться и в музыке, и в живописи, и в литературе, и в технике. В экономике, наконец, важно разбираться. Мне-то было проще, я начинал как продюсер. Я умею снимать недорого и понимаю, сколько стоит каждая декорация, каждая мелочь. Последние фильмы «Большие змеи Улли-Калле» и «Новый Берлин», если бы я снимал их в Москве, получились бы, как минимум в три раза дороже. И это невзирая на то, что я снимал эти фильмы в Колумбии и в Германии. Я понимаю это, потому что умею считать. Это может не каждый. Поэтому не каждый может быть режиссером.