Альманах. Сириус. Регионы
литературный сборник молодых авторов
Счастье – врожденное свойство каждого
Дмитрий Гасанов
17 лет

Александр Коротич студент Свердловского архитектурного института

Фото предоставлено автором

Нетиповая образовательная организация Свердловской области «Фонд поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение»
Архитектор, ведущий дизайнер Первого канала, автор известных рекламных роликов и заставок, плодовитый писатель, успешный художник и стилист, прирожденный педагог и рассказчик, а самое главное многогранная и неуемная творческая личность. Наверняка, в вашем воображении собирается целая команда творцов, но на самом деле все это один человек. Его зовут Александр Коротич. Он большой (во всех смыслах) друг и наставник сотен талантливых ребят из Фонда «Золотое сечение». Не единожды в год он приезжает в загородный образовательный центр на берег озера Таватуй под Екатеринбургом. На этом озере прошли его юношеские годы, про него он пишет в своей московской квартире душевные фантастические рассказы. Ощущая бодрящий озерный бриз, мы общаемся с Александром Владимировичем о разном: о воспитательной функции искусства, о современной культуре, буме нейросетей и спасительной некогда миссии «хрущевок»…
Уральский Лох-Несс
Что для вас Таватуй?

Я провел здесь много времени. У моих родителей была дача в поселке Таватуй. Кроме того, и у родственников моей жены есть участок недалеко. Там мы проводили очень много времени и в юношестве, и позже. Для меня отдых на берегу Таватуя всегда был работой над какими-то проектами. Однажды я понял, что нашему озеру не хватает своего
Лох-Несса удивительного, сказочного чудовища, которое украшало бы смыслом это волшебное место. И тогда я придумал огромную каменную рыбу, которая плавает в этом озере, и никто ее не видит, потому что она умело прячется. Даже сочинил про нее
книгу «Сказания о Гора-Рыбе».

Жители поселка знают об этих сказаниях?

Да. Я привлек в помощь местную учительницу, которая держит там народный музей, посвященный Таватую. И потом подарил ей несколько книжек – для нее и земляков. Мне кажется, она была поначалу перепугана, когда прочитала эту мою фантастику.
— Ради чего вы сегодня приезжаете из Москвы в образовательный центр «Таватуй»?

— Конечно, это мой дом. Таватуй всегда со мной, где бы я ни был. Я все равно сохраняю связь с этим местом, оно для меня многое значит. А тут, еще и воспитанники Фонда «Золотое сечение». Общение с этими талантливыми ребятами — бесценно. Я уверен, что я могу им рассказать что-то такое интересное, чего они еще не слышали. Педагогика — моя страсть.

— Говорят, наставничество очень неблагодарное дело…

— Это не совсем так. Его можно назвать неблагодарным с той точки зрения, что, скажем так, семя, которое мы сейчас засеваем, может дать всходы через много лет, и мы их даже не увидим. Например, я вижу абсолютно гениальных учеников, и подозреваю, что когда они закончат институт, то сделают какой-нибудь архитектурный шедевр. Обязательно. Но ни я, ни другие педагоги об этом не узнаем, потому что никто нам не сообщит специально. С этой точки зрения наставничество действительно неблагодарно. Ты не видишь результат своей работы. Но зато видно, как меняются ребята в процессе обучения, как быстро реагируют на творческий вызов. Это, конечно, приносит чувство удовлетворения «здесь и сейчас».

— Когда вы начали преподавать?

— Практически сразу после окончания института в 1984 году. Я преподавал до 1997 года в Екатеринбурге, а потом в московском архитектурном институте. Далее пришел в студию «ФА-САД», а не так давно устроился на работу в архитектурный департамент Российского университета дружбы народов. Так что для меня преподавание — это, наверное, один из самых главных интересов в жизни. Творчество и общение с детьми приносит мне счастье. Понятное дело есть семья, собственные дети — они у меня очень интересные. Но самое главное наполнение в жизни — это творчество и преподавание.
Забытое чувство
Когда вы чувствовали себя счастливым в последний раз?

Я чувствую себя счастливым ежедневно и учу этому других. На мой взгляд счастье это не момент встречи с какой-то особенной радостью.
Счастье это полноценное ощущение жизни, связи с окружающим миром. Счастье свойство врожденное и присущее каждому человеку. Когда мы дети, то несчастны, если голодны или нас что-то раздражает. Но все остальное время мы счастливы. С годами мы вырастаем и учимся быть несчастными. Очень много взрослых несчастны от того, что забыли чувство непрерывного счастья из детства.

А можно ли вернуть «непрерывность счастья» во взрослом возрасте?

Совершенно спокойно. Надо постоянно заниматься самонастройкой отношений с окружающей реальностью, и все будет хорошо.
Как заинтересовать современного ребенка?

Все очень по-разному выбирают себе интересы. Поэтому, на мой взгляд, самое главное на школьном этапе – это показывать очень много картинок и видео. Для того, чтобы ребенок мог сам выбирать что-то для себя. Любая информация не подойдет. Она должна быть интересной. Это принципиально. Тогда в голове у маленького зрителя включается какой-то механизм анализа самоопределения.

Расскажу случай. У меня есть лекция, посвященная лестницам. И я показывал ребятам знаменитый эпизод из фильма «Броненосец Потемкин» 1925 года, который снимался на лестнице: там с нее скатывается детская коляска. Лестница эта знаменита не тем, что она какая-то большая, а тем, что режиссер Сергей Эйзенштейн сделал тогда первый опыт монтажа. До этого в кинематографе монтажа не существовало. Я все это рассказал, а после лекции подошла девочка: «Как вы говорите у того режиссера фамилия, повторите, я поищу?». Я, помню, опешил от неожиданной радости: «Вот это да! Ребенок XXI века пойдет смотреть немой черно-белый фильм столетней давности». Поэтому бывает всякое. Крутишь картинки и думаешь, что вот это им, видимо, не очень интересно, и вдруг голос из зала: «А ну-ка покажите предыдущую картинку, пожалуйста. Ой, а что это такое, расскажите!». Творческое развитие ребенка с этого и начинается.
Нейросеть как «карандаш»

Педагог Александр Коротич на одном из молодежных фестивалей

Фото предоставлено автором

  • Почти на каждой лекции вы заявляете, что творческие люди - самые дорогие, самые ценные в обществе. А как будет развиваться общество из одних творцов?
    У меня есть только предположения. Представьте себе, что вы просыпаетесь утром. На дворе 2050 год. За вас все делают и придумывают роботы. Вы встали, позавтракали, погуляли, сериал помотали, блоги посмотрели. Что еще? И тут вы понимаете, что единственная вещь, которую можно сделать, и она будет интересной для вас и окружающих, это искусство. Это, наверное, такой новый этап развития человечества, когда оно должно с одной стороны немножко поглупеть, утратить какие-то навыки, с другой стороны приобрести время и возможность развиваться в эстетическом плане.
  • А модные сейчас нейросети не убьют творческое начало в человеке?
    Когда-то говорили, что фотография покончит с живописью, а звукозапись убьет музыку. Этого не произошло. Да, технологические прорывы время от времени становятся искушением для людей. Но я думаю, нейросети получат свою отдельную зону в человеческой культуре. Они не убьют художника. Ведь счастье художника именно в том, чтобы делать. Сам процесс творчества приносит удовольствие. А если заказывать творчество нейросети, ты этого лишен. Отказывать себе в этом удовольствии очень странное решение со стороны человечества. Поэтому возможно нейросеть станет очередным «карандашом» для художника. То есть он научится создавать произведения при помощи нейросети, но именно так, чтобы не исключать и своего участия. В целом же, я убежден, что творчество это инстинкт наравне с другими основными инстинктами человека. Ему природой суждено хотеть быть интересным, заниматься интересным делом. К тому же, повторюсь, человек творящий всегда востребован.
  • Почему вы уверены, что человечество идет в сторону творчества, а языком общения становится искусство?
    Во-первых, разбиты все идолы прошлого. Люди избавились от религиозного отношения к искусству. Сейчас уже не считается, что художник это полубог. И очень многие рассуждают: «А почему это я не художник? Я тоже могу попробовать им стать». И современный опыт показывает, что огромное количество людей лишь в зрелом возрасте получая художественное образование, хватаются за кисточки и инструменты и достигают результатов.
  • По-вашему, любой человек может научиться искусству?
    Я считаю, что любой. Есть мнение, что все дети рождаются талантливыми. Я его поддерживаю. Конечно, есть врождённые предрасположенности. Кому-то улыбнулась муза театра, кому-то музыки. Но дорога в искусство открыта для большинства людей. В детстве ребенок совершенно свободно рисует что-то, поет, пляшет и так далее. Почему он затем перестает это делать? Потому что происходит рост самокритичности. Подросток смотрит на то, что он делает и уже думает: «Нет, что-то плохо у меня получается». Если его никто вовремя не поддержал, а еще хуже, если ему сказали: «Да ну, в самом деле, ерунду какую-то сделал», то он резко прекращает заниматься творчеством. Психологически он замыкается: «Я не художник. Я про себя все понял. Я бездарь». Но это всего лишь установленный замок, который не дает развиваться. Я знаю несколько взрослых людей, которые много лет пытаются стать профессиональными художниками, и это получается. Таланта мало, но тем не менее они упорно занимаются. Одна моя знакомая лет за десять достигла уровня нормального профессионального художника. Она научила себя этому. И получает удовольствие. Прийти в искусство можно и так. Но нужна воля. С другой стороны, сейчас бум различных образовательных инициатив в области искусства, искусствоведения. Если вы захотите стать гончаром, вам сразу десять мастерских откроют свои двери. Хотите заниматься литьем, ковкой - ради бога, идите и занимайтесь. Хотите живописью, графикой пожалуйста. Это тоже свидетельство того, что мы как человечество сворачиваем в сторону искусства.
  • Чем отличается талантливый человек от гениального?
    Талант – это удел очень многих, каждого, если хотите. Есть люди талантливые, но они или ленивы, или у них другие интересы в жизни. Несмотря на то, что они умеют делать что-то лучше других, они этого не делают. Талант это такая природная склонность. Гений же совсем другое. Это не превосходная степень таланта, а это случай, когда человек перешагивает черту освоенного, то есть он вступает на землю, на которую еще не ступала ничья нога. Он идет в непознанное, он идет туда, где еще никто не рисовал, никто не ставил спектакли, никто еще так не исполнял. Гений территория риска, потому что его всегда могут обвинить в том, что он занимается ерундой, но на самом деле он пытается найти некий новый путь. Он первопроходец.
Поймать внимание
  • А говорят, что все
    новое хорошо забытое старое. Это не так?
    Конечно, нет. Это такая красивая формула, при помощи которой можно объяснить многое. В настоящий момент культура занимается старым. В музыке в моде retrowave. Сколько это будет продолжаться, я не знаю, но такой феномен есть. Тем не менее, от открытия новых территорий в искусстве человечество никто не избавлял. Все равно есть люди, которые пытаются найти что-то совсем иное. Land-art, body-art, street-art, science-art и так далее. Там появляется то, чего не было. После длительного периода обессмысливания искусство возвращается к смыслу. В частности, Бэнкси на этом пути впереди планеты всей. Он делает свою графику на стенах минималистичной, точной, красивой и очень актуальной. Он, на мой взгляд, очень прорывной человек показывает направление, в котором стоит шагать.
  • Бэнкси вы часто упоминаете в своих авторских тематических презентациях перед подростками. Интересно, как вообще вы подбираете материал?
    У меня есть «ловушки», расставленные в соцсетях. В них накапливается информация. Картинки, видео и так далее. Я каждый день их просматриваю и все самое интересное сохраняю себе в компьютер. Это может длиться годами. Я считаю, что хорошая тема созревает лет за десять. Но у меня одновременно созревает целый огород из тем. Сначала нужно собрать очень много материала. Когда у меня в папке набирается примерно двести картинок и видео на какую-то тему, из них я отбираю лучшие, и это уже основание для очередной лекции. Формируется драфт, примерный черновик, в котором я все собираю, устаканиваю и показываю аудитории. Примерно через год я перерабатываю лекцию, дополняю ее новым материалом.
  • Слушая ваши лекции, я заметил, что в них не так много авторов из России. Почему на фоне других стран мы не выделяемся чем-то ярким?
    Я изо всех сил ищу и стараюсь привлекать примеры в России. Но к большому сожалению, по разным обстоятельствам Россия не может похвастаться очень передовой архитектурой. Сейчас появляется поколение архитекторов-звезд, которые реализуют себя, но опять же многие из них уехали на Запад. Дизайн тоже развивается и старается поспевать за мировыми трендами. Но тем не менее, все-таки, пока, увы, наши архитектура и дизайн идут в хвосте остальной планеты. Для меня это очень-очень обидно, потому что я вижу, какое количество талантливых людей у нас живет. Надеюсь, что вырастет смена, которая изменит положение. По крайней мере в кинематографе, мы уже наблюдаем расцвет российского кино, скажем, сериалов. Проблемное кино, развлекательные сериалы, тот же «Король и шут». По отзывам работа отменная. Жду похожего роста в архитектуре и дизайне.
Круг интересов
Вам не кажется, что наше низкое положение в вопросе дизайна и архитектуры связано с советским прошлым?
В Советском Союзе было как раз очень много интересных инноваций. И в дизайне, и в архитектуре. Но, к сожалению, в период импорта «сникерсов» и какого-то расслабленного состояния общества, которое последовало в постсоветский период, пострадали многие креативные отрасли. В том числе образование. И сегодня надо срочно реформировать среднюю школу для того, чтобы подрастали интересные кадры и меняли все в лучшую сторону. Многие ошибки, которые сделали мы, взрослые, придется исправлять им.
Извините, а «хрущевки»? С точки зрения архитектуры это шедевр или кошмар?
Конечно, кошмар. Но в то время это был, пожалуй, единственный вариант быстро и недорого решить жилищные проблемы населения. Когда же я говорил про советскую архитектуру, то имел в виду много интересных общественных зданий. О них забыли, но стоит полистать журнал «Архитектура СССР», мы их увидим в изрядном количестве.
— В конце своих лекций вы просите ребят прослушать музыкальный фрагмент и за три минуты нарисовать небольшую абстракцию. Я хочу попросить вас мысленно выполнить эту задачу, но по слову. Этим словом будет «Россия». Что бы вы нарисовали?
Хм. Сложный вопрос. Это понятие чересчур емкое, чтобы сходу его раскрыть. Я бы, наверное, просидел молча все три минуты над пустым листом.
Может хотя бы какой-то элемент?
Наверное, круг. Потому что круг это концентрация, это мир. Россия для меня очень большая, особенно когда я смотрю на ее границы. Я не знаю всех, кто живет в нашей стране, но тем не менее у меня есть круг людей, которые для меня являются Россией. Это мои друзья, родственники, место, где я живу. Это ближний круг. Он и есть для меня Россия. Поэтому да, определенно будет круг.

2024