Альманах. Сириус. Регионы
литературный сборник молодых авторов

C телеэкрана — в МГИМО


Матвей Невьянцев, Маргарита Чиркова
15 лет

Фото: © Freepik

Центр поддержки талантливых детей и молодежи

«Золотое сечение» (Свердловская область)

Как школьница из Первоуральска победила в самой престижной телеолимпиаде страны
Накануне первого сентября Мария Мальцева попрощалась с близкими в родном Первоуральске и отправилась учиться в Москву. Её ждали в МГИМО. К тому времени в этом престижном вузе у Марии было уже два знакомых человека: преподаватель, писатель и телеведущий Юрий Павлович Вяземский и студент второго курса, уралец Кирилл Епишенков. Всех троих объединила всероссийская гуманитарная телевизионная олимпиада «Умницы и умники». Более тридцати лет она выходит на Первом канале. Вяземский — её автор и бессменный ведущий. А Мария и Кирилл — победители соответственно нынешнего и прошлого сезонов. Они попали в финальный тур благодаря Фонду «Золотое сечение», который проводит специальный отбор на эту уникальную олимпиаду среди школьников Свердловской области. Мы подробно расспросили Марию о том, насколько сложно попасть в мировую студенческую элиту при помощи экрана телевизора.
Детали имеют значение
— Мария, ты из Первоуральска. По данным федерального портала школ России, твой лицей № 21 лидирует в городе по результатам ЕГЭ. Тебе помогло победить обучение именно в этом месте?
— Вряд ли. И проблема не в качестве обучения, а в том, что об этой олимпиаде информации в интернете не так уж много, несмотря на то, что сама программа популярна. И для того чтобы действительно получить советы, поддержку, рекомендации от знающих людей, нужно обращаться к тем, кто участвовал в этой олимпиаде. Найти их можно, если ты уже принял участие в отборе. Получается замкнутый круг. На Урале продвигать «Умницы и умники» начал Фонд «Золотое сечение», поэтому моя победа — скорее его заслуга. Но благодаря той атмосфере, которая царила в лицее, я в принципе начала карьеру олимпиадника. У нас всегда приветствовалась инициатива ребят. И много педагогов, которые поддерживают учеников в самых разных начинаниях. Для меня таким педагогом стала Анастасия Александровна Торопова. С ней вместе я покоряла разные олимпиадные вершины.
— Какой примерно процент информации, которая позволила тебе победить, ты взяла из школьной программы, а сколько сверх того?
— Думаю, что не более двух процентов. В «Умницах и умниках» ценится умение вникнуть в нюансы, разобраться в них, тогда как в школе достаточно в целом знать ту или иную тему. «Мелочи», которые обсуждаются на телепередаче, очень важны. Я прошла этот путь и точно знаю, что детальное изучение вопросов, тем, эпох, биографий личностей помогает сформировать своё мнение, увидеть и почувствовать главное, учитывать не только мнение авторов учебников, но и самостоятельно анализировать ситуации. Что касается школьных олимпиад, то они воспитали мой характер и помогли понять, что знания в современном мире точно ценятся. Олимпиадников сейчас активно поддерживают и всячески пытаются поощрять. ВсОШ — самая масштабная олимпиада страны. Если хочешь показать свой максимум, нужно попытать удачу и проявить себя в ней.
— Что нужно делать школьнику, который учится в среднестатистической или даже слабой школе, но хочет стать успешным, выиграть олимпиады и поступить в престижный вуз? Дай три совета.
— Прежде всего я бы посоветовала окружить себя людьми со схожими ценностями, которые бы стремились к тому же, что и ты. В конце концов, всегда есть возможность познакомиться с кем-нибудь онлайн, и многие олимпиадники так поступают. Я в своё время часто переписывалась с ребятами из других регионов. Мы вместе мечтали, что когда-нибудь возьмём одну из олимпиад и поступим в МГИМО. Так и вышло, сейчас я с этими людьми буду вместе учиться.

Совет второй — не ставить себе ограничений. Олимпиадники из посёлков и сел часто слышат от педагогов и одноклассников, что поступить в московские и питерские вузы практически невозможно. Победы в олимпиадах как раз открывают такую возможность и примеров много.

И еще я советую быть любознательными. Изучайте все вокруг — в олимпиадах лишних знаний не бывает.
К учителю — без страха
— Олимпиадное движение школьников во многом держится на энтузиазме конкретных учителей. Подскажи, как выстраивать отношения с учителями, чтобы возникали доверие и поддержка?
— Вокруг меня были учителя, которые знали, зачем ребята пишут олимпиады, и понимали, какое преимущество это даст при поступлении в вуз. Более того, они сами были заинтересованы в расширении рамок школьной программы. Мне повезло. И со многими учителями у меня были очень тёплые отношения. Они знали, когда я буду писать ВсОШ, вместе со мной сначала переживали, а затем радовались победам. Мне кажется, доверие возникает тогда, когда ученик не стесняется заявить о своем интересе, не боится задавать дополнительные вопросы. Некоторые ребята почему-то считают, что это, наоборот, затруднит учителя. Совсем нет. Для педагога будет большой радостью узнать, что вы слушали урок, вам по-настоящему интересен предмет.

Фото: © Freepik

— Первоуральск время от времени присутствует в криминальных сводках. Например, в 2024 году трое восьмиклассников надругались над 11-летней девочкой. Ты сталкивалась с подростковой преступностью, буллингом, травлей?
— Разные инциденты происходят во всех городах мира, будь то Париж, Москва или небольшой Первоуральск. Везде есть люди, которые не хотят вести себя в соответствии с нормами морали и права. За всё время, что я жила и училась в своём городе, ни разу не сталкивалась ни с травлей, ни с буллингом. Возможно, повезло. Город меня всегда вдохновлял. Он тихий, уютный, современный. У нас много пространств, которые совсем недавно благоустроили. Я всем советую когда-нибудь побывать в Первоуральске — в нём есть свой шарм.
— Представь, что ты стала мэром Первоуральска. Что бы ты сделала на уровне образования для обычных школ, чтобы дети стали умнее и, самое главное, добрее друг другу?
— Грустно, но умными, к сожалению, все никогда не будут. А вот доброту можно воспитать. Для этого нужно как-то научиться работать с детьми, которые имеют особенности поведения. В моей школе, к сожалению, их не могли учить дальше, потому что учителя специализируются на том, чтобы развивать таланты, а не помогать догоняющим. В других школах я бы ввела какие-нибудь занятия, тренинги на сплочение коллектива, потому что если есть дружный коллектив, то дети вольются в него и будут поддерживать правильную атмосферу. Надо, чтобы все друг друга приняли. Если бы я могла влиять на образовательную среду, то, наверное, организовала бы какую-нибудь гуманитарную школу, потому что сама училась в лицее физмат профиля. А вот гуманитарных школ у нас в городе нет, потому что градообразующими предприятиями являются металлургические заводы. То есть дети сначала изучают физику и математику, потом учатся на металлургов. В моей школе было очень много ребят, которые интересуются гуманитарными предметами, но не знают, где они могут найти ещё больше знаний. Я бы хотела разработать программу, которая решит эту проблему.
— Как проходило твоё детство? Чем ты увлекалась?
— Детство было самым обычным, кроме того, что папа часто ездил в командировки и много всего знал. Мы вместе смотрели соревнования по плаванию, биатлону, хоккею, он рассказывал про флаги и страны. Ещё мы с родителями часто путешествовали. Когда в лагерях происходили какие-то конкурсы и остальные ребята предпочитали петь и танцевать, я рассказывала про страны, флаги, столицы. Сейчас понимаю, что это стало точкой старта моей любви к международным отношениям.
Зануды — это миф
— Вернемся к «Умницам и умникам». Ты впервые оказалась в Москве? Кто оплачивал дорогу до студии «Останкино»?

— До этого была в Москве только проездом. А так, чтобы успеть почувствовать атмосферу города, понять его — да, это впервые. Перелёт и проживание оплатил Фонд «Эмпатия», который поддерживает уральских «умников». Он же дал денег на «карманные» расходы.

— Появились любимые места в столице?

— Точно гостиница «Звёздная», где живут все «умники». Это район ВДНХ. После завершения этапов мы собирались там с участниками программы за разные годы. Было что-то вроде вечеринки. Обсуждали разные интересные моменты съёмок, ребята рассказывали про свою учёбу в университете. В этом было много искренности и никакого занудства, которого обычно ждут от «умников».

— Что ты ощутила, когда первый раз побывала в Останкино?

— Почувствовала, что прикасаюсь к чему-то великому, потому что часто смотрела телевизор, знала фамилии людей, которые внесли значимый вклад в развитие российского телевидения. Я представляла, как выглядит Останкино. Гуляя по коридорам телецентра, вспоминала эти кадры: какие талантливые люди здесь ходили, как они тут что-то делали, чем-то вдохновлялись. И думала о том, как же мне повезло тоже здесь оказаться. Место очень сильное.

— Тебе легко даётся общение с новым людьми?

— Да, я люблю заводить новые знакомства и потом поддерживать контакт с людьми. «Умники» — замечательные ребята, они все вдохновлены тем, что делают, всегда хотят узнавать и пробовать что-то новое. Мы с ними общаемся каждый день, даже спланировали на время учёбы несколько прогулок по Москве. Мне кажется, это очень важно — знакомиться и общаться. Потому что как бы просто это ни звучало, но люди — это действительно самое важное из того, что мы находим. Эмоции забудутся, момент уйдёт, а люди останутся с тобой на долгое время.

Фото: © Freepik

О копилке и «хотелках»
— В «Областной газете» ты сообщила, что дала в игре не вполне точный ответ, но не пояснила, о чем речь. А нам интересно...
— В четвертьфинале была игры по Марку Твену и О’Генри. У Твена есть произведение «Приключение Гекльберри Финна». Вопрос касался момента, когда король и герцог читают свои роли по некоему тексту, и звучал так: «Что это за текст и кто его автор?». Я чётко помню, что там было три произведения, но я назвала одно из них. И думала, что мне дадут возможность продолжить, была готова назвать все три произведения. Но, к сожалению, ведущий посчитал ответ законченным и просто пошёл к другой участнице, которая всего лишь сказала, что это смесь из разных произведений, и ей дали орден. Мне стало обидно, я попыталась этот момент оспорить. Актер Александр Олешко был на игре и потом в коридоре поддержал, сказал, что ничего страшного, всё ещё будет. Он больше всех запомнился. Замечательный человек.
— После финала ты стала популярной — давала интервью, получала премии. Как на тебя это повлияло?

— Интервью главным образом показали мне, что не нужно бояться говорить. Премия научила распоряжаться финансами. До этого я относилась к деньгам по-детски, как любой ребенок, спешила потратить их на какую-то «хотелку». А сейчас у меня другой подход, взрослее.

— Какие планы после обучения в университете, или пока рано говорить?

— Мне бы хотелось найти в университете свою сферу. Я пока предполагаю, что это международная финансовая экономика. И потом хочу продолжить развиваться в ней. Хочется много путешествовать, читать как можно больше книг, узнавать как можно больше людей. Я надеюсь, что смогу съездить на стажировку во время обучения и найду хорошую возможность развиваться после МГИМО. Будущее в какой-то степени туманно, но я надеюсь, что мои желания, которые пока что остаются только на листочке, удастся реализовать. Знаете, пока ты школьник, у тебя в целом всё прописано, тебе всё ясно. Ты вроде бы участвуешь в олимпиадах, учишься хорошо, и тебя за это любят. А потом, когда выбиваешься во взрослые, с этим становится сложнее, потому что сценарий своей жизни ты полностью пишешь сам. И до конца точно не знаешь, куда заведет тропинка, по которой пошел.

— Какое направление и язык ты выбрала? Говорят, это едва ли не самое важное в начале обучения в МГИМО…

— Да, выбрать язык важно, но тут есть нюанс. На факультете международных отношений есть три направления: просто международные отношения, регионоведение и большие данные. Я решила выбрать самый классический вариант. У меня международные отношения — международные отношения. Сокращается забавно — МОМО. Насчёт языка… У нас на факультете он выбирает тебя. Ты можешь в пожеланиях указать, например, испанский и французский, как это сделала я, а тебе достанется турецкий или, скажем, португальский. Одним словом, есть сложности. Но я точно знаю, что мне бы хотелось учить испанский язык, потому что верю в потенциал Латинской Америки. Французский тоже хотелось бы учить. И экзотические языки мне нравятся, например, тайский или вьетнамский. Но, к сожалению, в этом году на них нет набора.

— Мария, каков шанс, что с дипломом МГИМО ты вернёшься в Первоуральск?

— Он очень мал, но не равен нулю, потому что в Первоуральске много предприятий, их интересы на внешнем рынке тоже должен кто-то представлять. Может, мне сделают предложение, от которого я не смогу отказаться.
Блиц-опрос
— Любимая историческая личность.
— Андрей Громов. Советский киноактёр, советский и российский дипломат, с 2018 года работает генеральным консулом Российской Федерации в Болгарии.
— Какое качество больше всего ценишь в людях?
— Искренность.
— Любимый язык.
— Русский.
— Момент, когда твоя жизнь изменилась.
— В 2022 году поучаствовала в «Большой перемене» и выиграла её. В момент получения грамоты моя жизнь поделилась на до и после. Именно тогда я поняла, что нет ничего невозможного и нужно пробовать себя во всём, в чём хочется.
— Учитель — это в первую очередь...
— Наставник.
— Человек — это...
— Личность, которая может творить, достигать и, самое главное, любить.
— Сладкая ложь или горькая правда?
— Горькая правда.
— Море или горы?
— К счастью, на планете есть места, где море и горы дружат, поэтому я выберу что-то посередине.
— Любимый парадокс?
— Чем больше делаешь, тем больше хочешь.
— ЕГЭ или олимпиада?
— Олимпиада. Я тоже в моменте думала, что, наверное, ЕГЭ было бы круче сдать, а потом, когда пришло время блистать знаниями, поняла, что олимпиады — это намного лучше. ЕГЭ реально написать на 90 плюс, вообще не готовясь, подтвердила этот факт, написав русский на 94 и историю на 95 баллов. Но в олимпиадах можно показать себя, дать понять, что ты действительно много знаешь и умеешь мыслить. А на ЕГЭ, знаете, лишний раз лучше не умничать.

2025